Политика

«Я предлагал бомбить Белград»: в Сербии помнят слова Байдена

Сегодня ровно 22 года с того дня, когда авиация НАТО начала бомбардировки Югославии. Прямую военную агрессию в отношении суверенного государства – по сути, ставшую поворотным моментом в современной истории. Моментом, когда Запад впервые поставил себя и свои политические цели выше международного права, выше ООН и выше элементарных соображений гуманизма. Ракеты и кассетные бомбы ударили не только по жителям Югославии, но и по всей системе межгосударственных отношений в мире.

У памятника с вопросом "Почему?" у разбомблённого телецентра в Белградском парке зажигают свечи. Несмотря на все ограничения из-за пандемии, родственники погибших не могли не прийти. Такие камерные церемонии прошли по всей Сербии.

В 20 часов 15 минут 24 марта 99 года в югославских городах завыли сирены.

За 78 дней бомбардировок авиация НАТО нанесла 2300 воздушных ударов. Сколько взрывчатых веществ сброшено на Югославию, нет единого мнения до сих пор – от 25 до 80 тысяч тонн. В том числе, запрещенные виды оружия: 35 тысяч кассетных бомб, снаряды с необогащенным ураном.

Когда после первых бомбардировок военных целей сербы отказались выполнить ультиматум, начались обстрелы гражданских объектов. Больницы, рынки, вокзалы, заводы. С воздуха уничтожен пассажирский поезд 393 Ниш-Афины. Бомбят города по всей стране.

Один из самых трагических эпизодов – налёт на город Ниш 7 мая. Его следы видны здесь до сих пор. Удар был нанесён днём по самому центру города – улице Шуматовачка, автовокзалу и рынку.

Вот что здесь было 22 года назад – 16 жителей Ниша были убиты на месте. В 100 метрах – рынок. Натовцы не могли не знать, что в обед на улице будет много людей. Ниш – город, где погибли больше всего мирных жителей от кассетных бомб НАТО.

Деян Райкович до сих пор живет на улице, попавшей под бомбежку: "В каждом из этих дворов были раненые. У нас на заднем дворе сосед бежал укрыться в подвале, перед ним упала кассетная бомба, и там он погиб. Мой сосед, он жил в доме на первом этаже".

Отложенный эффект агрессии НАТО против Югославии – не только грандиозные поотери. Из-за использования боеприпасов с радиоактивным обеднённым ураном, аномальный рост онкологических заболеваний фиксируется в регионе до сих пор.

Все бумаги на столе адвоката из Ниша Срджан Алексича – материалы для исков к НАТО от пострадавших от бомбардировок. В этом году он уже подал пять исков, пока в суды Сербии.

"Я убежден в успехе наших исков в суде, потому что на нашей стороне много фактов и доказательств. Происходили бомбардировки объектов, которые запрещено бомбить согласно международному праву. Огромное количество вредных веществ находится в воздухе и в воде. И из-за этого наши граждане болеют раком", – рассказал адвокат.

Один из пострадавших – Мирослав Ачимович. Отставной военный после бомбежки альянса перенес онкологию.

"Около 10% моих сослуживцев заболели раком, я тоже был болен, мне сделали операцию", – подчеркнул он.

В военной операции доминировали силы американской армии. Бомбардировку начали без одобрения Совета Безопасности ООН.

Вмешательство НАТО в конфликт в Косове совпало с персональными проблемами президента Клинтона, параллельно с подготовкой к нападению на Югославию президент был вовлечён в скандал с Моникой Левински.

Нынешний президент США Байден в 1999 году он был одним из самых ярых сторонников бомбардировок Югославии НАТО.

"Я предлагал бомбить Белград. Я предлагал отправить американских пилотов и взорвать все мосты на Дрине", – заявил Байден.

Полевого командира UÇK (Армии освобождения Косова) Хашима Тачи, который подозревается в совершении военных преступлений и торговле человеческими органами, Байден называл косовским Джорджем Вашингтоном.

"Почему, некоторые меня спросят, я был так беспощаден в отношении Сербии? Почему я столь настойчив в непредоставлении помощи народу Сербии? Потому что, пока они не заглянут в свои сердца, они никогда не смогут вылечить себя от болезненной веры в то, что они угнетены. И пока они придерживаются такого взгляда, этот цикл будет продолжаться", – подчеркнул Байден.

Эти слова теперь уже президента США в Сербии слышали и помнят. Как и каждый из 78 дней бомбежки.

Источник