В России выросли продажи доступных китайских машин
Ещё год назад средняя цена новых автомобилей в России достигла отметки в 3 миллиона рублей и с тех пор продолжала расти. Однако по итогам прошлого месяца она резко упала.
Эксперты считают, что причина не в снижении цен автопроизводителями, а в появлении на рынке большего количества бюджетных моделей, которых так не хватало российским потребителям.
В мае этого года средняя цена нового легкового автомобиля опустилась ниже уровня в 3 миллиона рублей — до 2,88 миллиона рублей. По данным аналитического агентства «Автостат», это самый низкий показатель с июля прошлого года, когда этот показатель впервые превысил отметку в 3 миллиона рублей.
Негативный тренд усиливался, достигнув пика в 3,4 миллиона рублей в марте 2023 года. Однако уже в апреле обозначился обратный отскок: средневзвешенная цена автомобилей из автосалонов снизилась на 7% по отношению к марту, а в мае — на 8,5% по сравнению с апрелем.
Генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков объясняет это изменением структуры рынка: больше покупают дешёвых машин, меньше — дорогих. Он также отмечает, что скидки играют роль, но не настолько значительную, чтобы так сильно снизить цену. По его словам, цены редко корректируются вверх, они стабилизировались. Сейчас главная составляющая в стоимости новых автомобилей — это соотношение рубля к другим валютам. Рубль держится в диапазоне 85-90 к американскому доллару, поэтому цены стабильны.
На среднюю цену рынка заметно повлияло не только изменение представленных моделей, но и регуляторные факторы. Правительство с помощью доначисления утильсбора при растаможке закрыло киргизский канал экспорта иномарок. Это также повлияло на снижение средневзвешенной цены.
Руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев отмечает, что снижение средневзвешенной цены связано с миксом проданных автомобилей. Появилось больше машин в сегменте B-класса. Кроме того, в мае резко сократилась доля параллельного импорта, а через этот канал шли преимущественно дорогие машины.
В агентстве «Автостат» подчёркивают, что на изменение средних цен большое влияние оказал «АвтоВАЗ». Он повысил свою долю рынка с 30,8% в апреле до 31,5% в мае. Завод постепенно преодолевает свои трудности с санкциями и логистикой, наращивая производство.
Китайские игроки тоже не остаются в стороне. Они начали выходить на рынок с бюджетными моделями. Например, под конец 2022 года компания Livan запустила в продажу в России седан S6 Pro, ценник на который стартует с отметки в 2 миллиона рублей. Компания Geely выделила в отдельный бренд Belgee свои старые более дешёвые модели, а автомобили новых поколений продаёт параллельно под материнской маркой. Таким образом, у Geely появился собственный бюджетный суббренд. Например, Belgee X50 (Geely Collray предыдущего поколения) в России стоит от 2 миллионов рублей, а за Belgee X70 (Geely Atlas Pro) китайцы просят от 2,2 миллиона рублей.
Свои бюджетные модели представили на рынке такие китайские автопроизводители, как Chery, Haval, Changan, GAC и Omoda. Ещё один новичок на российском рынке — бренд Solaris, под которым новый владелец завода Hyundai в Санкт-Петербурге выпускает хорошо знакомые россиянам недорогие автомобили: Hyundai Solaris (теперь это Solaris HS), кроссовер Creta (HC) и Kia Rio (KRX).
Цены на эти машины привлекают российских клиентов — от 2,1 до 2,6 млн рублей.
У китайских марок, которые позиционируют себя как игроки премиум-сегмента, продажи, наоборот, снижаются, согласно данным «Автостата». Это касается таких марок, как Exeed, Tank, Lixiang, Voyah и Zeekr. Их рыночная доля в мае сократилась примерно в 1,5 раза.
Эксперты рынка осторожны в прогнозах относительно будущего ценообразования автопроизводителей. Глава «Автомаркетолога» Олег Мосеев уверен, что все автокомпании находятся в выжидательной позиции.
«Кто-то повышает цены, кто-то понижает, но все смотрят, как будет развиваться ситуация с рублём. Если с валютой всё будет нормально, то ожидать роста стоимости не стоит», — говорит Мосеев.
По его мнению, на эту ситуацию в значительной степени влияет государство. Если будет больше доступных автомобилей в нижней ценовой категории, то цены могут незначительно снизиться.
Руководитель «Автостата» Сергей Целиков уверен, что на стоимости новых машин может существенно сказаться ещё одна индексация утилизационного сбора. В апреле и мае этого года депутаты Госдумы и правительство предлагали ввести шкалу постепенного повышения утильсбора. Это, по мнению идеологов такого шага, побудит китайские автокомпании вкладываться в локализацию производства автомобилей на территории России.
«Если введут в два или полтора раза повышенный „утиль“ — это плюс 300 тысяч рублей на автомобиль, то и цены постепенно поднимутся. У этого сбора всегда была прямая зависимость с ценами, они отреагируют с опозданием месяца на 2-3», — резюмирует Целиков.
Дорожают машины и на вторичном рынке, знает руководитель компании «РоговМобиль» (специализируется на доставке иномарок из-за рубежа) Дмитрий Рогов. Он отмечает, что сейчас «проходными» стали автомобили, производившиеся в пандемию 2020 года, в самый разгар кризиса с микрочипами. Цены на такие машины из-за дефицита микроэлектроники были выше, поэтому на вторичном рынке они стоят дороже.