Условием для возвращения западного автопрома станет признание границ РФ

Французская компания Renault не исключает возможность возвращения на российский рынок. По некоторым данным, аналогичные планы рассматривают и другие автопроизводители. В правительстве отметили, что одним из условий их возвращения будет признание новых границ страны, однако это может быть не единственным требованием. Генеральный директор Renault заявил, что компания не отвергает возможность возобновления работы в России. На это мэр Москвы Сергей Собянин ответил, что, хотя Renault и не исключает такой вариант, шансы на это весьма малы, особенно в свете ситуации на московском заводе, где уже налажен выпуск автомобилей «Москвич». Renault не имеет права на обратный выкуп этого предприятия.

Ситуация с «АвтоВАЗом» отличается: у Renault есть опцион на обратный выкуп акций завода в течение шести лет, то есть до 2027 года. Вопрос в том, захотят ли французы вернуть свои акции, и примут ли российские власти западные автоконцерны обратно, и на каких условиях. До 2022 года отношения между «АвтоВАЗом» и Renault были очень тесными, и власти разрешили иностранцам владеть российским заводом. Renault владел 68% акций «АвтоВАЗа» и значительно инвестировал в его развитие, вложив 1,5 миллиарда евро в завод в Москве и в «АвтоВАЗ». Французская компания также поделилась технологиями и платформами, что позволило обновить модельный ряд Lada и создать более современные автомобили.

После ухода Renault с российского рынка, компания оставила платформу B0 «АвтоВАЗу», однако дальнейшие технологические разработки французы проводить не будут, что подчеркивает аналитик Владимир Чернов. Уход Renault в 2022 году был относительно дружественным, учитывая политическую ситуацию. Французская компания продала свою долю в «АвтоВАЗе» за символическую сумму, надеясь на возвращение и сохранив свои технологии. Тем не менее, «АвтоВАЗу» пришлось самостоятельно адаптироваться к новым условиям, значительно импортозаместившись и налаживая новые поставки, что позволило заводу в 2024 году превысить объемы выпуска 2021 года, несмотря на резкое падение производства в 2022 году.

Сейчас «АвтоВАЗ» далек от выпуска конкурентоспособных моделей, и эксперты отмечают его технологическое отставание по сравнению с японскими, европейскими и китайскими автомобилями. Даже несмотря на поддержку государства, высокие технологии необходимо постоянно обновлять. В 2022 году «АвтоВАЗ» был вынужден производить упрощенные версии автомобилей, чтобы сохранить рабочие места. Развиваться без западных технологий крайне сложно, но увеличивать долю импортных комплектующих тоже нецелесообразно.

Сотрудничество с китайскими автопроизводителями пока не наладилось, несмотря на наличие возможностей. Неясно, пойдут ли российские власти на возобновление тесного сотрудничества с Renault, особенно в случае улучшения международной обстановки. Возвращение иностранных компаний могло бы повысить конкуренцию на рынке, что было бы выгодно потребителям.

Многие западные автопроизводители, такие как Ford и Toyota, продали свои активы в России, сохранив возможность обратного выкупа. В то время как Volkswagen полностью вышел из страны, Toyota продала завод в Санкт-Петербурге без права обратного выкупа. В то же время, некоторые китайские компании проявляют интерес к российским заводам.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников отметил, что иностранные бренды рассматривают возможность возвращения, однако юридические заявки пока не поступили. Вице-премьер Денис Мантуров подчеркнул, что возвращение иностранных автопроизводителей будет зависеть от условий, включая работу на всей территории страны. Эксперты считают, что приоритет должен быть отдан локализации производства и развитию новых технологий. Вероятнее всего, корейские автоконцерны смогут вернуться, но это произойдет не в ближайшее время.

Предыдущая запись Рябков: предложения Путина по урегулированию конфликта в Украине уже компромиссны
Следующая запись В Москве открывается Мастерская памяти