"Мы знаем каждого, кто получил венгерский паспорт или получает гранты от мадьяр. Помните: мы придём к вам, мы повсюду. Мы знаем, где вы живёте, где работаете и где учатся ваши дети. Внимательно следите за своими мыслями и мечтами об автономии, иначе мы придём за вами и вашими детьми", – это видео распространилось в Сети.
В видеообращении украинский экстремист "Правого сектора" (запрещена в России) в выражениях не стесняется. Мужчина в камуфляжной форме и балаклаве, закрывающей лицо, на фоне красно-черного флага отпускает в адрес венгерского сообщества в Закарпатье прямые угрозы о расправе. Реакция националистов на местные выборы в Сюртовской объединенной территориальной громаде тоже однозначна.
Свою кампанию члены общины завершили венгерским гимном. Вероятно, это и не понравилось экстремистам. Да и верхнему эшелону власти тоже. После этого сразу в ряд организаций, связанных с венгерской общиной Закарпатья, СБУ пришла с обысками.
"Изучается возможное вмешательство во внутренние дела Украины и причинения вреда государственной безопасности. Речь идет о фейковом распространении действия венгерского законодательства и юрисдикции ее государственных органов на отдельные наши регионы. Также следствие изучает факты поддержки некоторых украинских общественных деятелей государственными органами соседней страны в организации подрывной деятельности, в том числе с признаками государственной измены", – заявили в СБУ.
Здесь же на сайте СБУ опубликованы находки силовиков. Главными из которых, в ведомстве считают печатные материалы, которые популяризируют так называемую "Большую Венгрию" и создания этнической автономии в Закарпатье. Их якобы обнаружили в кабинетах благотворительного фонда "Еган Еде". Но в организации, которая помогает венграм Закарпатья, а не занимается отъемом или завоеванием территорий, в угрозу подобной литературы не верят.
"Будем ждать следующих шагов от органов следствия, прокуратуры и следователей СБУ, то ли будут они вызывать на допрос представителей фонда, то ли не будут. то ли будет проводится опять какой-нибудь очередной обыск, хотя это вряд ли – искать нечего. Я считаю, что нет доказательство существования какой-либо информации в благотворительном фонде, которая помогла бы в решении вопросов по уголовному делу", – пояснил Анатолий Василечко, юрист благотворительного фонда ТУКЗ КМКС.
Затевать столь масштабную акцию ради пары листовок сомнительного происхождения было бы невыгодно, считают местные власти. Всё больше вскрывается подтекст политический.
"Против благотворительного фонда "Еган Едэ" уголовное дело было открыто еще два с половиной года назад. За это время такие обыски были проведены уже не раз, и до настоящего времени в принципе ничего противозаконного не нашли. Но эти дела еще не закрыты. Этот обыск дает нам основание думать, что тут может быть и политический аспект, т.к. через неделю мы планируем провести первую сессию новоизбранной Закарпатской городской рады. И все эти дни мы находимся в процессе разных переговоров, в том числе коалиционных. Возможно, все эти вещи связаны между собою", – полагает Йосип Барто, заместитель главы Закарпатского областного совета.
Политическую подоплеку в действиях украинских силовиков разглядел и глава внешнеполитического ведомства Венгрии.
"Действия украинской власти по отношению к закарпатским венграм недопустимы. Мы выражаем протест Киеву, в связи с чем вызываем украинского посла в Будапеште. Несмотря на попытки нормализовать отношения между Венгрией и Украиной, Украина поступает так, чтобы накалить отношения. Сегодняшнее событие является подтверждением этого", – жестко заявил Петер Сийярто, министр иностранных дел Венгрии.
Этот случай обострения отношений не первый. В прошлом году между странами разгорелся скандал, к слову, тоже из-за видео. Тогда происходящее на нем подавалось как поголовная раздача консулом в Закарпатье венгерских паспортов. Однако как выяснилось позднее – это были пакеты документов для получения гражданства. Обе страны выслали дипломатов со своих территорий. Общий язык в разрешении этого кризиса межгосударственных отношений Петер Сийярто обещает искать не только на полях встречи с членами НАТО, но и на других международных площадках.