Странный, но интересный. Как Берлинале меняет мир кино | NewsTree

NewsTree

Оперативные новости, плюрализм мнений

Культура

Странный, но интересный. Как Берлинале меняет мир кино

МОСКВА, 5 мар — РИА Новости, Анна Нехаева. О нем уже говорят и наверняка будут долго вспоминать. Семьдесят первый Берлинский кинофестиваль войдет в историю. Не из-за звезд или споров о показанных сюжетах (хотя дискуссионных моментов хватает). А из-за формата — впервые онлайн — и фильмов, порой заметно отличающихся от фестивальных. О том, какое кино мы будем смотреть весь год и чем оно интересно, — в материале РИА Новости.

Странно, но важно

Казалось бы, мы уже привыкли к онлайну: смотреть фильмы, посещать вернисажи, подпевать на концертах в Сети стало новым трендом. Да и разные церемонии награждения переместились в дома звезд, как это было на "Золотом глобусе" или "Эмми".
Но все же одна из главных черт фестиваля и любого просмотра — это личное общение и возможность обсуждать и спорить вживую.

"Онлайн-версия Берлинале — отчаянная попытка спасти фестиваль в пандемию, — считает кинокритик из Германии Дитер Оссвальд. — Фильмы без публики — не фильмы. Фестиваль без красной ковровой дорожки, без криков "буу" или "браво" и без звезд — не фестиваль".

Единственное преимущество, по мнению Оссвальда, — возможность избежать берлинской холодной погоды.
С ним согласна итальянская журналистка Алессандра Де Томмази. Она назвала свой опыт Берлинале-2021 странным. "Обычно на фестивалях я беру много интервью, говорю с авторами картин. В этот раз живого общения не было совсем. Все виртуальное, холодное и отстраненное, в стиле роботов. Но хорошо, что можно было безопасно обмениваться идеями, задавать вопросы, когда мы все далеко друг от друга", — замечает Алессандра.
Чтобы смотреть новые фильмы и хоть как-то поддержать киноиндустрию, нужно принимать нынешние правила и исследовать открывающиеся возможности.
Тем более что кому-то онлайн позволил впервые попасть на Берлинале — потому что не надо было никуда путешествовать. Критик Джон Блисдейл из Великобритании признался, что для него этот формат — преимущество. "Смотреть фильмы из дома — отлично, я подключил компьютер к большому экрану, так что разницы нет", — отметил он.
Блисдейл считает, что "киноудаленка" не исчезнет, даже когда пандемия закончится.
Его поддерживает российский кинокритик и начинающий режиссер Иван Афанасьев. "Онлайн удобен тем, что можно смотреть кино в любое время, без очередей, никуда не торопясь", — поясняет он.

Новые тренды

Фильмы, показанные на Берлинале, обычно добираются до широкого российского проката не сразу — через несколько месяцев, а то и через полгода. Но уже сейчас ясно: будем смотреть много картин о памяти — как отдельно взятого человека, так и исторической.
Вероятно, на такие темы кинематографистов натолкнула пандемия. Режиссеры рефлексируют о прошлом, судьбе, ответственности. Это заметно в общей атмосфере работ, в манере съемки и в том, что и как попадает в кадр.
Часть конкурсных картин снимали во время карантина со всеми мерами предосторожности, но тем не менее в кадре обычно меньше людей, чем мы привыкли. Часто персонажей — два-три.
Например, в работе француженки Селин Сьямма "Маленькая мама", которую встретили по-разному, но многие предрекают ей какую-нибудь награду.
Сьямма традиционно для себя рассуждает о женщине и ее эмоциях. Восьмилетняя Нелли переживает кончину бабушки и помогает родителям привести в порядок старый дом. Место действия — салон машины, загородный коттедж и лес вокруг него. Мать Нелли отчего-то неожиданно уезжает. Девочка знакомится в лесу в таинственной Марион. Вот и все персонажи. Есть еще отец Нелли, но он, как обычно бывает с мужчинами у Сьямма, отодвинут совсем на задний план и произносит буквально пару реплик за весь фильм.
Минимум действующих лиц и в картине "Вступление" южнокорейца Хон Сан Су, фаворита основного конкурса. Режиссер выступил еще и как сценарист, продюсер, оператор, монтажер и композитор. Почти все критики предрекают победу этой черно-белой драме.
© Jeonwonsa Film Co.Production (2020)

Кадр из фильма "Вступление"

Кадр из фильма Введение

1 из 3

Кадр из фильма "Вступление"

© Jeonwonsa Film Co.Production (2020)

Сцена из фильма "Вступление"

Кадр из фильма Введение

2 из 3

Сцена из фильма "Вступление"

© Jeonwonsa Film Co.Production (2020)

Фрагмент из фильма "Вступление"

Кадр из фильма Введение

3 из 3

Фрагмент из фильма "Вступление"

1 из 3

Кадр из фильма "Вступление"

2 из 3

Сцена из фильма "Вступление"

3 из 3

Фрагмент из фильма "Вступление"

Кажется, Хон Сан Су использовал карантин, чтобы сделать фильм, который напомнил бы зрителям о важности родственных связей, уважении окружающих. Помогают ему в этом односложные диалоги и простой монтаж.
А где-то герои и вовсе почти все время ходят в масках. Как в провокационной картине румынского режиссера Раду Жуде "Сумасшедшее порно".

"Новый фильм Раду Жуде никого не оставит равнодушным: вы либо полюбите его, либо возненавидите", — уверен кинокритик из Ирландии Давид Аббатешани.

Рассказ об учительнице, чье интимное видео попадает в интернет, заставит задуматься о двуличии людей. Жуде не отказывает себе в удовольствии посмеяться над закостенелым обществом, предрассудками и узостью взглядов.
Главная героиня ни на секунду не остается одна: она покупает цветы на рынке, находится у друзей в гостях, окружена возмущенными родителями ее учеников в школе. И постоянно носит маску — так же, как и все вокруг. Что интересно, этот аксессуар пандемии никак не влияет на актерскую игру. Интонации и жесты компенсируют скрытость лица, а остроумные шутки, отсылки к европейскому прошлому делают картину очень современной и своевременной.
© Silviu Ghetie / Micro Film 2021

Кадр из фильма "Сумасшедшее порно"

Кадр из фильма Неудачный трах, или безумное порно

1 из 4

Кадр из фильма "Сумасшедшее порно"

© Silviu Ghetie / Micro Film 2021

Фрагмент из фильма "Сумасшедшее порно"

Кадр из фильма Неудачный трах, или безумное порно

2 из 4

Фрагмент из фильма "Сумасшедшее порно"

© Silviu Ghetie / Micro Film 2021

Сцена из фильма "Сумасшедшее порно"

Кадр из фильма Неудачный трах, или безумное порно

3 из 4

Сцена из фильма "Сумасшедшее порно"

© Silviu Ghetie / Micro Film 2021

Фильм "Сумасшедшее порно"

Кадр из фильма Неудачный трах, или безумное порно

4 из 4

Фильм "Сумасшедшее порно"

1 из 4

Кадр из фильма "Сумасшедшее порно"

2 из 4

Фрагмент из фильма "Сумасшедшее порно"

3 из 4

Сцена из фильма "Сумасшедшее порно"

4 из 4

Фильм "Сумасшедшее порно"

Приятно удивили немецкие фильмы конкурса, в частности "По соседству" — режиссерский дебют актера Даниэля Брюля, в котором он также сыграл главную роль. "Это очень убедительная работа. Остроумная, смешная, полная самоиронии", — отмечает Дитер Оссвальд.
Давид Аббатешани назвал картину интересной и имеющей что-то общее с одноактными пьесами Чехова.
Кроме того, критики выделяют ленту немецкой документалистки Марии Шпет "Господин Бахман и его класс" — душевный фильм об идеалистичном педагоге.
© Warner Bros. Film Productions Germany (2021)

Брюль в фильме "По соседству"

Кадр из фильма По соседству

1 из 6

Брюль в фильме "По соседству"

© Warner Bros. Film Productions Germany (2021)Кадр из фильма "По соседству"

Кадр из фильма По соседству

2 из 6
Кадр из фильма "По соседству"
© Warner Bros. Film Productions Germany (2021)

Сцена из фильма "По соседству"

Кадр из фильма По соседству

3 из 6

Сцена из фильма "По соседству"

© Madonnen Film (2020)

Фильм "Господин Бахман и его класс"

Кадр из фильма Господин Бахман и его класс

4 из 6

Фильм "Господин Бахман и его класс"

© Madonnen Film (2020)

Фрагмент из фильма "Господин Бахман и его класс"

Кадр из фильма Господин Бахман и его класс

5 из 6

Фрагмент из фильма "Господин Бахман и его класс"

© Madonnen Film (2020)

Сцена из фильма "Господин Бахман и его класс"

Кадр из фильма Господин Бахман и его класс

6 из 6

Сцена из фильма "Господин Бахман и его класс"

1 из 6

Брюль в фильме "По соседству"

2 из 6
Кадр из фильма "По соседству"
3 из 6

Сцена из фильма "По соседству"

4 из 6

Фильм "Господин Бахман и его класс"

5 из 6

Фрагмент из фильма "Господин Бахман и его класс"

6 из 6

Сцена из фильма "Господин Бахман и его класс"

А что еще?

Берлинале — это не только основной конкурс. Достойные внимания картины показывают и в параллельных программах.
Так, в секции Berlinale Special представили документальный фильм о Тине Тернер. "Глубина этой работы душераздирающая, но в то же время вдохновляющая", — говорит Алессандра Де Томмази.
В двухчасовой ленте режиссеры Т. Дж. Мартин и Дэн Линдси деликатно и красочно рассказывают о карьере Анны Мэй Буллок (настоящее имя Тины), непростых отношениях с бывшим мужем и бизнес-партнером Айком Тернером.
В картине много отрывков из интервью разных лет, архивные снимки, воспоминания о певице одного из ее сыновей, друзей и знакомых. И хотя сама Тернер отзывается о себе как о "девушке с хлопковых полей" Теннеси, все не так просто.

"Если вдуматься, нет такого музыкального стиля, который бы она не исполняла, — рассуждает Т. Дж. Мартин. — А если говорить о моде — на кого Тина только не повлияла в этой индустрии, вспомните ее культовые образы на сцене".

Tease
Интересных сериалов тоже достаточно. Британский проект "Это грех" посвящен эпидемии СПИДа в 1980-х и очень резонирует с нынешними пандемийными условиями. При этом будет интересен всем: по словам режиссера Питера Хора, у авторов не было цели сделать проект, чтобы научить чему-либо именно молодое поколение.
© Red Production Company (2021)

Стивен Фрай в сериале "Это грех"

Кадр из сериала Это грех

1 из 4

Стивен Фрай в сериале "Это грех"

© Red Production Company (2021)Кадр из сериала "Это грех"

Кадр из сериала Это грех

2 из 4
Кадр из сериала "Это грех"
© Red Production Company (2021)

Сцена из сериала "Это грех"

Кадр из сериала Это грех

3 из 4

Сцена из сериала "Это грех"

© Red Production Company (2021)

Фрагмент из сериала "Это грех"

Кадр из сериала Это грех

4 из 4

Фрагмент из сериала "Это грех"

1 из 4

Стивен Фрай в сериале "Это грех"

2 из 4
Кадр из сериала "Это грех"
3 из 4

Сцена из сериала "Это грех"

4 из 4

Фрагмент из сериала "Это грех"

"Мне кажется, важно учиться на ошибках, которые мы совершали раньше. Надо знать о том, через что пришлось пройти предыдущим поколениям. Обращать внимание на прошлое и не забывать о хорошем", — уверен режиссер.

В программе "Панорама" выделяется картина немецкого режиссера Анны Зоры Берашед "Второй пилот". Анна уже несколько раз участвовала в Берлинале и получала призы. В этот раз ее фильм рассказывает о девушке, которая, несмотря на запрет родителей, выходит замуж.
© Пресс-служба БерлиналеКадр из фильма "Второй пилот"

Кадр из фильма Второй пилот

1 из 2
Кадр из фильма "Второй пилот"
© Пресс-служба Берлинале

Сцена из фильма "Второй пилот"

Кадр из фильма Второй пилот

2 из 2

Сцена из фильма "Второй пилот"

1 из 2
Кадр из фильма "Второй пилот"
2 из 2

Сцена из фильма "Второй пилот"

"Картина стала приятным сюрпризом: это трогательная, романтическая и трагическая история любви с прекрасными актерами, — отмечает Давид Аббатешани. — В ней затрагиваются проблемы социокультурных конфликтов, доверия, взросления, матриархальных устоев, мусульманской веры".
Именно такие противоречивые, но увлекательные и заставляющие задуматься фильмы будут весь год на экранах, каких — смартфонов или кинотеатров — выбирать зрителям.

Источник