Сегодня в России – День дипломатического работника. Он был учрежден почти два десятка лет назад, в память о создании Посольского приказа – первого внешнеполитического ведомства Русского государства. Всех, к кому этот праздник имеет отношение, поздравил Владимир Путин. Президент обозначил ключевые задачи внешней политики: наращивать усилия по обеспечению стратегической стабильности, углублять евразийскую интеграцию и отстаивать права соотечественников. А глава МИДа Сергей Лавров сегодня по традиции возложил цветы к мемориальным доскам с именами погибших дипломатов. Также министр пришел к установленному рядом с МИДом памятнику Евгению Примакову – одному из самых авторитетных российских дипломатов и государственных деятелей.
Посол России в ФРГ Сергей Нечаев впервые оказался в Берлине начинающим дипломатом – скромным атташе посольства СССР в Германской Демократической Республике.
"45 лет назад, когда я сюда зашел, все было точно также", – подчеркнул он.
Посольство победителей, форпост великой державы в трехстах метрах от передовой "холодной войны". В 1949-м этот смысл в здание вкладывал сталинский архитектор Стрижевский.
Есть известные нюансы, но в целом задумка имеет смысл и теперь, когда немцы не друзья и товарищи, а сложные партнеры.
"Российско-германские отношения знавали лучшие времена. Наши западные коллеги избрали курс на сдерживание России, за который усиленно цепляются, и он стал уже некой самоцелью. Раздаются странные фразы о том, чтобы выстраивать отношения с Россией с позиции силы. Не говоря уж о том, что некоторые высказывания наших западных партнеров носят такую ультимативную назидательную тональность, что в отношениях с нами неприемлемо", – отметил Нечаев.
"Нет" – самое ценное слово в дипломатическом лексиконе. Не каждая страна может его себе позволить. Россия может, и это раздражает.
Недружественные политики, провокации спецслужб, откровенно русофобские СМИ. Если говорить о коллективном Западе, российская дипломатия работает во враждебной среде под сильнейшим психологическим прессом.
Известны случаи, когда западные партнеры опускались даже до мелкой бытовой мести.
"Конечно, мы с вами живем в очень тяжелейших условиях. Последние три администрации не сделали ничего для того, чтобы российским дипломатам здесь жилось лучше, спокойнее, комфортнее", – рассказал Анатолий Антонов, посол РФ в США.
Антонов в канун профессионального праздника посетил кладбище Оук-Хилл, где похоронен Александр Бодиско – его давний предшественник, российский дипломат первой половины ХIХ века.
"Но я хочу сказать, что сегодня, конечно же, мы вспоминаем по традиции накануне Дня дипломатов всех наших товарищей, которые ушли в прошлом году. Вы знаете, я вчера посмотрел – кошмар. 88 человек. Послов, дипломатов, просто товарищей, кто работал вместе с нами в министерстве иностранных дел. Замечательные люди, многих из них я знаю, с некоторыми из них сидел за одной партой в институте", – отметил Антонов.
Короновирус – самая крупная неполитическая проблема, с которой пришлось разбираться российским консульским службам в прошедшем году. Десятки тысяч соотечественников, вытащенных из очагов пандемии.
Теперь снова обрывают посольские телефоны, но уже с вопросом, где можно привиться "Спутником V".
Особенно это заметно по тем странам, где большая русскоязычная диаспора.
"Документы на "Спутник V" на столе, полная информация предоставлена. Власти Израиля будут рассматривать с учетом своих возможностей сотрудничества", – говорит Анатолий Викторов, посол РФ в Израиле.
Речь идет не просто о поставках российской вакцины на немецкий рынок, но и непосредственно о производстве в Германии.
"Соответствующие и федеральные земли, и отдельные предприятия готовы к сотрудничеству с нами и в плане производства вакцины. Я думаю, что это будет очень хороший задел. Ну, и кроме того, это весьма позитивное измерение, научно-гуманитарное измерение позитивной повестки дня российско-германских отношений. Это тоже важно", – полагает Нечаев.
В смысле разрыва шаблонов, вакцина, возможно, посильнее, чем гиперзвук. Хотя то и другое российскую дипломатию одинаково вооружает. Такая метафора имеет право на существование, потому что дипломаты – гражданское, но в то же время служивое сословие.