Прародина двуглавого орла: необычный репортаж «Вестей в субботу» | NewsTree

NewsTree

Оперативные новости, плюрализм мнений

Политика

Прародина двуглавого орла: необычный репортаж «Вестей в субботу»

Самая шикарная статья Конституции США – право американцев на "стремление к счастью". Но в День Конституции процитируем и Конституцию российскую. В этом году в Основной закон внесено много интересных поправок. Я лично уже признавался, что меня к голосованию "за" подтолкнуло то, что у парламента появилось конституционное право влиять на формирование правительства. Это, безусловно, шаг вперед. При этом неприкосновенными в Конституции оставались и останутся положения о демократических правах. И, кстати, там есть никак не менее изящное положение.

Статья 21 пункт 1: "Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. И оно охраняется государством". А государство – это что? Все, кто смотрел сериал "София", помнят: она была из Византии, и именно оттуда в Россию пришел двуглавый орел. Но откуда он пришел в Византию? На самом деле этот символ силы и мудрости еще более древний. В День Конституции России "Вести в субботу" – с очень необычным материалом из Индии, с прародины двуглавого орла.

Последние десять веков местные брахманы изо дня в день совершают в этом храме свои пуджи – огненные ритуалы. Здесь молятся всем индуистским богам, но особенно – одному.

Фреска с двуглавой птицей в храме в городе Келади в штате Карнатака – наверное, одно из самых известных в мире изображений индуистского божества Гандаберунда. Брахманы храма связывают его с богом Вишну. В своих клювах существо держит двух львов, а когтистыми лапами сжимает ни много ни мало двух слонов.

Этот сюжет зародился где-то в непроходимых джунглях индийской мифологии и связан с абсолютной силой – фактически с "оружием Судного дня". Чтобы одолеть демона, бог Вишну принял аватар человека-льва Нарасимхи. Его сила так испугала других богов, что те попросили помощи у Шивы. Тот принял облик Сарабхи – полульва-полуптицы, в ответ на что Вишну обернулся двуглавым орлом Гандаберундой, чье имя переводится с санскрита как "устрашающая мощь".

"После того как Вишну стал Гандабернудой, битва прекратилась. Дальнейшее состязание в силе между двумя богами грозило уничтожением Вселенной", – сказал Рамчандра Бхат – настоятель храма Рамешвара.

Парящие в небе орлы завораживали человека с начала времен. В индийской мифологии встречаются и одноглавые орлы, например, Гаруда. Но две головы, поняли древние, лучше, чем одна. От мифологии к археологии возвращает бывший глава Археологического общества Бангалора и показывает нам, то что считается древнейшим из обнаруженных изображений двуглавой птицы.

"Этот топор был изготовлен цивилизацией, проживавшей на территории современных Таджикистана, Туркменистана и Северного Афганистан в 3-4 тысячелетиях до нашей эры. Уже здесь мы видим фигуру двуголового орла с человеческим телом. При этом существо побеждает тигра, то есть оно сильнее самого опасного для человека животного тех времен", – отметил археолог Тирумалаи Кешава.

Согласно находкам на территорию Индостана образ двуглавой птицы принесли с собой арии еще в бронзовом веке. Но именно в Индии символ суперсилы обрел свою цветистую и по-индийски запутанную историю.

"К началу правления римского императора Константина, в 300-х годах, концепция Гандаберунды уже веками встречается в Индии и в скульптурных, и в графических изображениях, и в литературных произведениях, например в "Махабхарате", которая датируется третьим тысячелетием до нашей эры", – отметил Рагхевандра Рао, профессор колледжа искусств Бангалора.

Но и составитель "Махабхараты", как считается, опирался на еще более древние мифы, пураны, откуда и заимствовал двуглавого орла. А вот здесь остается только верить. Но Индия и индуизм тем и уникальны, что тысячелетняя мифология до сих пор продолжается в повседневных ритуальных практиках.

Распевающий мантры в честь Гандаберунды профессор Иенгар в рабочее время на кафедре Университета изучает древние артефакты и манускрипты. Кропотливый труд или промысел Божий недавно навели его на мысль, что понимание "двуглавости" древнейшего символа власти на Западе неверное.

"Обычно двуглавого орла на гербах (по-нашему – Гандаберунду) рассматривают как двухмерное изображение. Головы смотрят на Запад и Восток. Но правильно смотреть на нее в трехмерном виде. Две головы птицы вместе дают обзор в 360 градусов, а значит, под ее взором находится вся Вселенная", – рассказал Селва Пилле Иенга, профессор древней и древнейшей истории университета города Майсур.

Лишь в XIV веке двуглавого орла берет в качестве своего герба княжества Майсур. Дворец последних махараджей Майсура династии Водеяров – одна из самых богатых сохранившихся резиденций индийских властителей. Здесь Гандаберунда – символ уже княжеской власти. Везде.

Старейшая представительница нынешнего поколения династии Водеяров королева-мать появляется перед нами в сари собственного дизайна, украшенном вышитыми золотом двуглавыми птицами, и в массивной камеи с изображением Гандаберунды.

"Если вы обратите внимание, то в нашем гербе Гандабернуда поваляется в двух видах. Один – это птица с двумя головами орла, а другой – с двумя лебедиными головами. Мы считаем, что одна ее форма – агрессивная, форма войны. Вторая – более спокойная, но не менее могущественная", – отметила Прамода Деви, член королевского дома династии Водеяров.

Именно на землях княжества Майсур после обретения Индией независимости и был образован нынешний штат Карнатака со столицей в Бангалоре. В центре герба – семейный знак магараджей – двуглавая мифическая птица. Символ сверхвластия, как считается, помогает местной крикет-команде в международных чемпионатах.

Источник