Финишная прямая нынешней саги с выборами в США. 23 ноября свои голоса должны сертифицировать графства из штатов, которые относят к так называемому "ржавому поясу". Это там, где ржавеют былые гиганты американской промышленности и, соответственно, ворчат бывшие рабочие. В 2016 году именно такие голоса дали победу Трампу с его лозунгом "Сделаем Америку вновь великой!". В этот раз преимущество там у Байдена, а в графике Трампа нет встреч с законодателями из этих штатов, которые могли бы развернуть процесс подсчета голосов.
Совсем нехорошая новость для республиканцев: там, где пересчет все-таки идет, ситуация складывается так, что в Штатах может образоваться так называемый "подвисший" Сенат, где будет по пятьдесят республиканцев и демократов. А если так, то большинство там будет определять председатель палаты, каковым является вице-президент. Соответственно, если президентом становится Байден, то... Ну, понятно.
А что понятно про курс демократов? В этой связи очень большая новость – выход в свет мемуаров экс-президента Обамы, у которого Байден был вице-президентом. Почитаем характеристики, которые Обама дает своим собеседникам из числа коллег.
Владимир Путин, по мнению Обамы, жесткий и несентиментальный, похожий на чикагских баронов, но с ядерными ракетами и правом вето в Совбезе ООН.
Экс-президента Франции Николя Саркози Обама описывает как напыщенного и самовлюбленного, который в разговорах то забавный, то раздражающий.
Британский экс-премьер Дэвид Кэмерон, заваривший кашу с Brexit, огорчал Обаму своими экономическими взглядами, но вызывал личную симпатию, хотя, по его мнению, и не знал жизни.
Экс-президент Чехии Вацлав Клаус был для Обамы предвестником усиления крайне правых сил в Европе и усиления популярности националистов и евроскептиков.
Из европейских лидеров Обаме нравилась канцлер Германии Ангела Меркель. Ее он называет уравновешенной, честной, инстинктивно доброй и интеллектуально беспристрастной.
Ну, что сказать? Почти со всеми перечисленными политиками лично знаком и я: брал интервью не только у Путина, но и у Саркози, и у Кэмерона, и, кстати, у самого Обамы. Честно говоря, мои впечатления от личного общения с перечисленными людьми другие. Впрочем, я не буду ими делиться, потому что, по крайней мере, в журналистике это было бы нарушением этики. Но в конце концов кто я такой, чтобы советовать президенту США, даже бывшему? Я про другое...
В свое время Обама крепко обиделся на Россию, когда убежище здесь нашел Эдвард Сноуден. Тот, в частности, выложил в Сеть информацию о том, что ту же Меркель Обама прослушивал, а еще выложил секретные депеши американских дипломатов – с "этикетками-ярлыками" для мировых лидеров. Вашингтон тогда отбивался, говоря, что многие оценки вырваны из контекста. А то, что мы цитировали только что? Это в какую категорию заносить? Или мы, европейцы, должны умилиться тому, что мы тут пыхтим, мечемся, выбираем себе лидеров, но в Америке все устроено настолько лучше, что там лучше нас все и понимают? Кстати сказать, Обама ставит вопрос именно так: мол, как же ему повезло вырасти в стране, где политика, если коротко, не зависит от олигархата.
Для справки: не в Кремле, а в Лондоне, на ВВС, подсчитали стоимость нынешней избирательной кампании в США. Это почти 14 миллиардов долларов. И счетчик все работает и работает. Это в два раза больше, чем две предыдущие кампании вместе взятые. Но американцы, конечно, разбираются лучше. На каком этапе разбирательства оказались США перед решающим понедельником?
Проигравшим на выборах Дональд Трамп себя, как известно, не считает. Но виновных в проигрыше он, как ни парадоксально, уже назвал: "Крупные фармацевтические кампании запустили негативную рекламу стоимостью в миллионы долларов против меня во время предвыборной компании, которую я выиграл, кстати говоря. Мы это еще выясним. Я получил почти 74 миллиона".
Но дальше тянуть, видимо, было нельзя – Pfizer и немецкая BioNTech подали заявку на регистрацию в США новой вакцины от коронавируса. Эффективностью вакцины заявлена 95%. Может, и так, но перед тем как применять, вакцину нужно довезти до пациентов. А с этим у Pfizer проблемы. Температура хранения препарата не выше минус 70. После разморозки он пригоден не более пяти дней. То есть массовое применение требует дополнительных инвестиций в инфраструктуру.
Настали хорошие времена, чтобы стать производителем сухого льда. Или Pfizer делает свой собственный лед? Этот вопрос вызывал много беспокойства, связанного с вакциной, но хорошая новость заключается в том, что Pfizer делает свой собственный сухой лед.
Так или иначе, а применять противокоронавирусную вакцину начнут в Америке все-таки при не при президенте Байдене, а все еще при Трампе. Сам он, кстати, грозил задержать доставку первых доз в Нью-Йорк – губернатор штата демократ Куомо открыто оппонирует Белому дому. Байден этим тут же воспользовался во время виртуальной встречи с мэрами.
"Я хочу, чтобы вы знали, моя администрация будет вас прикрывать. И неважно, был ли ваш город за меня или нет. Я серьезно. Нет "красных" городов, нет "синих" – только американские города, американские штаты. Точка", – заявил Байден.
"Склеить" страну, считает Байден, получится лишь тогда, когда Трамп признает свое поражение. Об этом ему вслед кричат журналисты. Об этом же спрашивают его пресс-секретаря Кейли Макинани.
- В какой момент президент признает поражение и допустит надлежащий переход власти к команде Байдена?
- 234 страницы письменных показаний, доступных общественности, – только в одном округе – это округ Уэйн, также два человека из избирательного совета будут отвечать под присягой. Это реальные заявления, эти люди заслуживают того, чтобы их выслушали, – сказала Макинани.
Округ Уэйн – это в Мичигане. Там развернулась борьба за 150 000 голосов, а те двое, про которых говорила Макинани, – активисты Республиканской партии Моника Палмер и Уильям Хартманна – стали настоящими звездами. За твердость позиции. Палмер Трамп кстати, на днях даже звонил, а накануне он принял в Белом доме делегацию республиканцев из Заксобрания Мичигана. У Байдена боялись, что на он надавит на однопартийцев с целью пересмотреть результаты. Но вот выдержка из совместного заявления глав обеих палат парламента штата.
"Мы пока не получили никакой информации, которая могла бы привести к изменению результатов выборов в Мичигане. Как лидеры законодательного органа мы будем следовать закону и обычным процедурам в отношении избирателей Мичигана", – отметили в распространенном совместном заявлении лидер республиканского большинства Сената штата Майк Ширки и спикер Палаты представителей Мичигана Ли Четфилд.
Впрочем, все обвинения в возможных фальсификациях лидер республиканского большинства сенатор Мичигана и спикер Палаты представителей обещали тщательно расследовать. На кону там голоса 16 выборщиков.
Столько же выборщиков и в Джорджии – еще одном штате, где выборы сопровождались скандалами и пересчитывать приходилось вручную. Но губернатор Брайан Кемп (кстати, республиканец) хоть и заявил о значительных ошибках при голосовании, все же заверил итоги. Байден там победил Трампа с отрывом всего в 13 тысяч голосов.