О ситуации на Украине рассказал глава политсовета и председатель стратегического совета украинской политической партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Виктор Медведчук.
-- Виктор Владимирович, здравствуйте. Давайте с не очень приятной новости, вернее, это уже не совсем новость – это персональные санкции против вас. Буквально два слова, насколько тяжело вам сейчас будет вести свою политическую деятельность и бизнес-деятельность?
- Хочу сразу сказать о том, что, безусловно, будет вести сложнее. Не могу сказать, что особая тяжесть ляжет на мои плечи, на плечи моей семьи, хотя ограничений огромное количество, эти ограничения незаконны, неконституционные, они противоречат и здравому смыслу, и действующему законодательству. Вот это самое страшное в этих санкциях, потому что их по большому счету можно обжаловать только в Верховном суде, что мы сейчас и будем делать, но эта история растянется на месяцы и годы. А в это время эти ограничения, которые наложены внесудебном порядке, будут действовать. Ограничения для того, чтобы действительно нельзя было вести полноправную борьбу за интересы людей, деятельность в рамках партии для того, чтобы открыть глаза людям на то, что происходит в стране со стороны Зеленского и его окружения. Но несмотря на все эти сложности, которые возникают в последнее время, в том числе и с теми массовыми репрессиями, которые начал господин Зеленский для сохранения своего имиджа, своего авторитета и своих рейтингов, потому что они падают, и он понимает, что главная оппозиционная сила, которая удерживает в последние месяцы первое место по всем социологическим исследованиям, это – враг для него и для его авторитета номер один. Мы продолжим эту борьбу, мы будем делать все, для того чтобы раскрыть глаза людям на то, что делает власть сегодня, возглавляемая Зеленским.
- Как вы думаете, почему именно сейчас господин Зеленский предпринял такую атаку на вас и на оппозиционные силы? Это связано с выборами в Соединенных Штатах Америки – мол, администрация в Киеве хотела бы таким образом наводить мосты с новой администрацией в Вашингтоне?
- Хочу сказать, что подобные действия Зеленского связаны с общей критической ситуацией в стране: это социально-экономический кризис, политический кризис, конечно же, это – смена администрации в Вашингтоне, потому что сегодня надо заслужить доверие тех, кто осуществляет внешнее управление в Украине. Но главное то, что кризис в Украине в социально-экономической и политической сфере привел к падению рейтинга власти в целом. Власти, которую сегодня представляют моно-большинство в парламенте и личный авторитет господина Зеленского как президента. В последние месяцы наша партия уверенно лидирует во всех рейтингах, и поэтому для того, чтобы спасти ситуацию, власть закрывает оппозиционные каналы. Которые показывали правду и раскрыли истинное лицо власти. Киеву это очень не нравилось. Поэтому, атака на оппозиционные каналы и оппозиционных политиков связана с одним – предотвратить крах, которых наметился в действиях и в судьбе власти. Для того чтобы спасти себя и свою команду, они идут на крайние меры, идут по пути узурпации власти, по пути установления диктатуры власти в нарушении Конституции и законов. И вот это – главная сегодня причина и главное следствие, которые мы имеем от преступных, незаконных действий со стороны Зеленского и его окружения.
- Давайте немножко подробнее про закрытые каналы. Я так понимаю, они вещают в YouTube, то есть эфирное вещание запрещено. И вот последняя новость, вы видите на экране: украинские телеканалы, на которые власти наложили санкции, учредили медиа-холдинг "Новости". Несколько слов, для чего это сделано? Там уставной капитал 100 гривен, насколько я понимаю – по гривне с человека, 100 человек учредителей. Какова цель вот таких действий? Что этот новый медиа-холдинг может сделать в этих условиях?
- Я хочу сказать, что сотрудники трех каналов от отчаяния – а это около 1500 человек, которых фактически вышвырнули на улицу – пошли по пути создания медиа-холдинга. Для того чтобы продолжать работу, потому что вещание они не прекращали, вы абсолютно правы. Вещали в YouTube, в других интернет-ресурсах. И делали это достаточно критически, собственно, продолжая ту политику, которая сложилась в последние годы, и которая была характерна для вещания на этих каналах. Властям это не понравилось, они незаконно закрыли эти каналы. Каким будет этот выход, насколько эффективным – поживем, увидим. Но я лично хочу пожелать журналистам успеха, если они пойдут по одному или другому пути для того, чтобы поддержать освещение правды, справедливости и той реальной ситуации, которая складывается в Украине не только во власти, но и вообще в стране. Где сегодня не только наблюдается нарушение правам человека, но и рост жилищно-коммунальных тарифов, рост цен, падение производства, сокращение рабочих мест и многие другие беды, которые привели к глубокому социально-экономическому кризису.
- Сейчас много информации об экономике Украины. Насколько плохи дела у неё, или они не так плохи, как нам всем кажется? Что реально происходит, с вашей точки зрения, в этой сфере?
- Я вам хочу сказать, что гражданам Украины не кажется, они точно ощущают реальность кризиса в социально-экономической сфере. Я думаю, что это видно во всех показателях: с одной стороны, растут цены, с другой стороны растут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Они особенно выросли, начиная с декабря, причем космические размеры, которые не могут уплачивать люди. Я вам приведу такой пример, что на 1 января долги по жилищно-коммунальным услугам от населения составляли 73 миллиарда. Это – рекордная сумма. Сегодня платежи за жилищно-коммунальные услуги составляют 50-60% не больше, то есть люди не могут платить, исходя из отсутствия доходов. Вот вам первый показатель того, как ощущают это люди. Конечно же, власть может рассказывать сказки в отношении экономических достижений, хотя, если честно сказать, то она этого особенно и не делает. Налицо падение ВВП, отсутствие реальных шагов и реальных результатов в борьбе с короновирусом и пандемией, отсутствие инвестиций в страну, а значит, открытие новых рабочих мест. И если сегодня сравнивать результаты по итогам 2020 года, то они значительно ухудшились, чем были в 2018-2019 годах. А если начинать сравнивать с 2013 годом, до так называемой "революции достоинства" 2014 года, то это вообще сотни процентов и даже тысячи процентов против интересов людей. Я вам приведу несколько цифр: например, стоимость газа для населения увеличилось на 1250%, на тепло около 1300% – если сравнивать с 2014 годом. Заработные платы не выросли. Пенсии и прожиточный минимум уменьшились в два раза, при этом цены выросли более чем на 300-350%, долги государства внутренние и внешние – на 340, задолженность по зарплатам около 400%. И эти цифры, этот ряд, можно продолжить в перечислении. Все это свидетельство того, что если при Порошенко страна была бедной, то при Зеленском она стала нищей. И эта ситуация ухудшается, люди это видят.
Отсюда тарифные майданы, которые прошли по всей стране, в том числе и в Киеве, отсюда возмущение людей от невозможности уплаты жилищно-коммунальных услуг, из-за того, что нет доходов и отсутствия рабочих мест. Люди ищут работу за границей, они пытаются как-то выжить, при этом еще и бороться с коронавирусом. Вот эта страшная, серьезная, крайне негативная ситуация, которая сложилась в Украине на сегодняшний день.
- Украинская администрация не допустила российскую вакцину к себе, исходя из чисто политических соображений, хотя могла бы, например, наладить с нашей лицензией, естественно, производство у себя и спасти таким образом сотни, тысячи жизней. Как они все это объясняют? То есть нельзя у Москвы ничего брать, я правильно понимаю?
- Безусловно, в маразм и заключается, что когда я провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным в октябре, он пообещал оказать помощь и предоставить вакцину "Спутник V" Украине. После того, как власть промолчала, я договорился с российским руководством по вопросу производства вакцины в Украине на харьковском предприятии. "Спутник V" является одной из самых популярных сегодня вакцин в мире, она зарегистрирована в более 30 странах мира, где налаживается ее производство. Сегодня отказываться не просто от вакцины, а от ее производства в Украине – это ограниченность власти, причем, я бы сказал, что это преступная ограниченность, направленная против интересов людей. Сейчас в Украину завезли ограниченное число доз вакцины AstraZeneca в индийском варианте. Это опять-таки свидетельство утопичности и ограниченности власти – ей предлагали одну из лучших вакцин в мире – "Спутник V". Но раз она из России, то не может быть применена в Украине. То есть политика ставится выше интересов людей, их здоровья и жизни. Власть не думает об этих людях и демонстрирует свою ограниченность в этом вопросе.
- В последнее время на Украине началась показательная борьба с националистами. Как вы можете это прокомментировать?
- Вы знаете, я бы даже сказал по-другому. Почему сейчас началась эта борьба с радикалами-националистами? Дело в том, что она должна была быть всегда. А господин Зеленский последний год начал заигрывать с национал-радикалами, с той частью, которая кстати его на выборах не поддержала – ни его партию, ни его лично. Он думал, что он станет своим для национал-радикалов, для национал-демократов, а ведь у этих людей есть свои кумиры и свои лидеры, в сторону которых он пошел, продолжая политику Порошенко – армия, вера и язык, продолжая политику дискриминации русского языка, продолжая политику переписывания истории. Она его привела к тому, что когда что-то в действиях Зеленского не подошло, национал-радикалы высказались критично и радикально. Не надо ни с кем заигрывать, надо проводить политику правового государства. И если бы это было, если бы Зеленский, как глава государства, демонстрировал правильно монополию на применение силы, то, может быть, не было и вот таких акций, которые имеют место. Хотя, безусловно, очень сложно называть это акцией, потому что это просто радикальное противостояние власти для того, чтобы Зеленский не забывался. Так вот ему надо не забываться, а отвечать интересам своих избирателей. А когда он стал президентам, отвечать интересам всего украинского народа. А украинский народ, те силы, которые вышли, политические силы, не поддержал ни на одних, ни на других выборах. Вот на что сегодня надо ориентироваться – на интересы украинского общества, его большинства. А все остальные попытки неправомерности пресекать в соответствии с законом и с Конституцией.
- Тем более, что господина Стерненко приговорил к заключению суд, то есть это законная акция.
- Да, приговор суда.
- Получается, эти люди требуют отменить приговор суда? А как же демократия тогда в стране? Европа. Це ж Европа вроде как должна быть. Тогда нужно уважать решение суда, а не протестовать?
- Ну, я вам отвечу так. Мы с вами говорили, что закрыли каналы, применили санкции не в соответствии с законом. То есть, грубо нарушили Конституцию и действующее законодательство. Зеленский мог закрыть каналы, нарушая основной закон страны, применить санкции к гражданам Украины, чего он не имеет право сделать. Он пошел на эти нарушения, но почему тогда не потребовать от Зеленского, чтобы он выпустил из-под стражи без решения суда того же Стерненко? Значит, если можно нарушать закон в одном, значит можно нарушать закон и в другом. Вот вам логика людей, которые видят, что президент не дружит ни с Конституцией, ни с законами. А если он не дружит, значит пусть делает так, как кому-то выгодно – под давлением силы и радикальных действий.
- Еще один очень болезненный вопрос – это Донбасс. Последние действия администрации Зеленского вызывают, мягко говоря, большую тревогу. Как вы думаете, пойдут ли на крайние мены в Киеве по отношению к Донбассу?
- Вы знаете, я думаю, что все-таки такого не случится, потому что если бы это случилось, то это было бы самоубийством для власти. Я думаю, что хватит трезвого ума не допустить обострения противостояния и радикального нарушения режима прекращения огня. Я думаю, что украинской власти хватит ума удержать ситуацию, чтобы она не вышла из-под контроля. И, думаю, что не будет тех действий, о которых сегодня рассказывают отдельные представители власти – выход из Минских соглашений. Это все путь в никуда, который может привести к потере Донбасса, сегодняшней неконтролируемой территории и тех людей, граждан Украины, которые там проживают.