
Как сейчас выглядит «Аленка» и чем занимается
В начале 1960-х годов в Советском Союзе была разработана новая программа по обеспечению населения продовольствием. В рамках этой программы перед кондитерами была поставлена задача создать доступный и массовый продукт — молочный шоколад.
До этого момента в стране производился преимущественно горький шоколад, который был более полезным, но менее приятным на вкус.
Известные фабрики в столице и регионах долгое время экспериментировали с ингредиентами для новой сладости. И только в 1964 году работники московской фабрики «Красный Октябрь» смогли добиться желаемого вкуса и идеальной рецептуры.
Изначально шоколад хотели назвать «Аленушкой» в честь героини народных сказок. Для оформления упаковки планировалось использовать картину Виктора Васнецова.
Идея была не нова. До революции 1917 года «Красный Октябрь» принадлежал Фердинанду фон Эйнему и Юлиусу Гейсу. Их кондитерская фабрика «Товарищество Эйнем» производила конфеты и печенье, а дизайн упаковок разрабатывали известные художники, такие как Михаил Врубель, Лев Бакст, Иван Билибин и Александр Бенуа. Например, для упаковки конфет «Мишка косолапый» в 1913 году было использовано полотно «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина.
Однако руководство не поддержало идею кондитеров. По их мнению, девочка с картины Васнецова выглядела слишком грустной и босой, а в советской стране детство должно было быть счастливым.
Тогда «Красный Октябрь» решил назвать шоколад «Аленка». Это имя было выбрано в честь девочек с таким именем, которое было очень популярным в 1950–70-х годах.
Существует также версия, что шоколад был назван в честь двух дочерей космонавтов Юрия Гагарина и Валентины Терешковой.
После неудачи с Васнецовской Аленушкой руководство фабрики в 1965 году опубликовало объявление в газете «Вечерняя Москва» о конкурсе фотографий. Победитель должен был получить право разместить фотографию своей дочери на упаковке будущего шоколада.
Победителем стал известный фотограф Александр Геринас, который прислал фотографию своей восьмимесячной дочери. Он сделал этот снимок ещё в 1960 году, и он уже появлялся на страницах журналов «Советское фото» и «Здоровье».
Дизайнер «Красного Октября» Николай Маслов использовал этот снимок для создания образа «Аленки». Однако он изменил цвет глаз с карих на голубые, сделал щёки девочки более румяными, а губы — более пухлыми.
В 1966 году фабрика запустила первую партию молочного шоколада в новой упаковке. На обратной стороне упаковки был размещён рекламный слоган: 16-летняя школьница Александра Егорова так полюбила шоколад, что написала стихотворение и отправила его на фабрику.
Вскоре рецептура нового шоколада была передана на другие советские производства. Кондитерская фабрика имени Петра Бабаева начала выпускать «Аленку» с изображением девочки в синем платке, а на фабрике «Рот Фронт» появились шоколадки с изображением девочки с лейкой и собачкой с зайчиком.
Однако именно 100-граммовая плитка с надписью «Красный Октябрь», на упаковке которой была изображена пухлощёкая девочка в платке, стала самой популярной в России и за её пределами.
Сегодня Елена Геринас, та самая «Аленка», работает фармацевтом, у неё двое взрослых детей.