Генеральный директор Фонда развития Краснодарского края Илья Шакалов рассказал в интервью о развитии партнёрских отношений с государствами Ближнего Востока, Африки и Европы. Среди этих стран есть и недружественные, которые хотели бы сотрудничать открыто, но опасаются санкций. Также он сообщил о новых бизнес-миссиях с участием кубанских предпринимателей.
- Какие основные направления работы у Фонда? С какими странами сотрудничают кубанские предприниматели?
- Фонд развития Краснодарского края был создан в 2017 году. Его цель — способствовать социально-экономическому развитию региона и созданию благоприятной экономической обстановки. Для этого привлекают инвестиции, новые технологии и поддерживают передовые идеи бизнеса.
Фонд помогает кубанским предпринимателям находить рынки сбыта за рубежом. За границей они могут презентовать себя, составить портфолио и кейсы. Благодаря этому бизнесмены находят новые логистические пути и рынки сбыта продукции, а также зарубежных партнёров.
Сейчас мы сосредоточены на работе в таких европейских странах, как Сербия и Босния и Герцеговина. С Сербией у нас активное сотрудничество. Нам помогает сербская диаспора в Краснодаре и общественная организация «Юговичи». Мы работаем в агропромышленной сфере: агроспецтехника, удобрения, лоза для вина, виноматериалы и многие виды саженцев. Есть большой спрос на энергоносители, в том числе на деревянные пеллеты.
Несмотря на то, что европейцы заявляют о наполненности хранилищ газа на 90%, запросы на доменное отопление остаются высокими. Эти запросы отрабатываются кубанскими бизнесменами в частном порядке.
Топ-5 товаров, которые Сербия импортировала из России по итогам прошлого года, это природный газ, мочевина, минеральные и химические удобрения, технический углерод и изделия, содержащие табак.
Мы также взаимодействуем с предпринимателями Венгрии и Молдавии, несмотря на все антироссийские заявления их властей.
Ещё одно направление — Ближний Восток: Дубай и Эмираты в целом, Саудовская Аравия, Иран, а также Кувейт, Катар, Бахрейн, Иордания и Оман. С этими странами возможно многостороннее взаимодействие по туристической и инвестиционной тематике.
Из африканских стран мы сотрудничаем в основном с Египтом, Марокко и Алжиром. Активизируются торговые связи с Тунисом и Ливией. В этих странах крайне востребована российская продукция в сфере АПК и ЛПК, металлургии, химической промышленности, оборудования, в том числе двойного назначения.
– Вы упомянули недружественные страны, с которыми Краснодарский край стремится развивать партнёрские отношения. Как это происходит на практике? С какими проблемами вы сталкиваетесь?
– Мы не афишируем эту работу, но ведём точечную подготовку и сотрудничество с европейскими предпринимателями. Также мы тесно сотрудничаем с нашими соотечественниками, живущими за рубежом.
Недавно правительство Москвы и МИД России провели в администрации Псковской области международный круглый стол, посвящённый работе с соотечественниками, проживающими за границей. На этом мероприятии наш Фонд поделился успешным опытом проведения бизнес-миссий и гуманитарных проектов в различных странах.
Один из примеров успешного сотрудничества — это работа с председателем молдавской диаспоры в Краснодарском крае. Однако сейчас в развитии партнёрских отношений с Молдавией возникают проблемы с логистикой, страховкой и банковскими услугами. Проведение гуманитарных мероприятий может быть воспринято как угроза государству, и молдавские предприниматели опасаются возможных санкций или давления после приезда из России.
Официальная торговля между нашими странами идёт по небольшому количеству позиций, например, в области сельхозпродукции. Жители Молдавии хотят открыто работать, приезжать, приглашать и проводить совместные мероприятия, но сталкиваются с множеством препятствий у себя на родине. Даже молдавское вино иногда попадает на Кубань через Абхазию, но эти санкции позволили отечественному виноделию сделать серьёзный рывок, и мы благодарны за это развитие.
Кроме того, предприятия в Венгрии заинтересованы в торговле с Россией, но вынуждены реализовывать товары только через Сербию, в основном в аграрном секторе.
- Также у Фонда тесные взаимоотношения с Объединёнными Арабскими Эмиратами. Расскажите, пожалуйста, какие бизнес-миссии планируются в этом году? Какие услуги кубанских предпринимателей пользуются спросом?
– Благодаря поддержке Генерального Консула России в Дубае Олега Фомина, мы уже провели четыре бизнес-миссии в ОАЭ в этом году, включая строительные, инвестиционные и санаторно-курортные тематики. Очень большой запрос в Эмиратах на образовательные услуги. Если изначально мы были ориентированы на продвижение товаров для иностранного потребителя, то сейчас для 400 тысяч русскоязычных жителей Дубая подобные услуги крайне востребованы.
Мы представляем возможности кубанским предприятиям за рубежом находить площадки и каналы, объясняем им, какие есть подводные течения. Например, есть краснодарская компания, которой мы помогаем открыть плавательный центр для детей в Дубае. Их старт запланирован на следующий год.
В конце ноября Фонд развития Краснодарского края совместно с Кубанским государственным медицинским университетом организует медицинскую бизнес-миссию в ОАЭ при поддержке Минздрава Краснодарского края, Торгово-промышленной палаты и Ассамблеи народов Евразии и Африки. Это будет первая профильная миссия, задача которой — изучить медицинские технологии, поделиться опытом и найти возможности для замещения европейских препаратов.
Также в декабре при поддержке Фонда «Русский мир» МИД России пройдёт фестиваль культуры, искусства и спорта «Русская душа». Это гала-концерт с участием кубанских и московских артистов. Мы ведём переговоры с Российской академией имени Гнесиных, «Ипполитовкой», филармониями. Мероприятие пройдёт на площадке Русского дома в Дубае, где будет тематический павильон и панельные сессии по дипломатическому взаимодействию. Кроме того, мы проведём международный турнир по русским шахматам — таврелям.
- Какие товары и услуги кубанских предпринимателей наиболее востребованы за рубежом? Что интересного на Кубани?
Одним из наиболее востребованных направлений является инновационное сельское хозяйство. Например, Краснодарский компрессорный завод разрабатывает технологию опреснения воды, которая будет очень востребована в жарких странах Африки и Азии, где люди не могут позволить себе дорогие опреснительные установки. Это открывает большой экспортный потенциал для завода.
Также стоит отметить технологию переработки мусора, которая также может быть интересна в странах Большого Юга.
В странах Большого Юга очень востребован опыт российских технологических проектов в сфере ИТ и технологических инноваций, особенно в сфере безопасности и АПК.
- В прошлом году Вы рассказали о планах развития партнёрских отношений с Гагаузией. Возможно, уже планируется бизнес-миссия? С какими новыми странами хотели бы также наладить сотрудничество?
- Мы собирались отправить бизнес-миссию в Гагаузию, но сейчас это может быть опасно как для местных, так и для наших предпринимателей. Мы отложили миссию на следующий год — после выборов президента Молдавии.
Когда возобновится прямое авиасообщение с Индонезией, Фонд также будет обсуждать возможности торгово-экономического сотрудничества. Мы будем выяснять, какие сферы и какие группы товаров могут быть интересны для обеих сторон.
Мы заинтересованы в установлении тесных связей с Александрией для морских перевозок из кубанских черноморских портов. Египет выгоден как страна для большого оборота. В прошлом году мы достигли определённых договоренностей с губернатором Александрии, но вмешался палестино-израильский конфликт и поставил эту историю на паузу.
Также ситуация на Ближнем Востоке пока мешает перспективе открытия в Египте торгового дома российских регионов. У нас уже подписано соглашение с крупнейшей компанией Египта, которая работает по нескольким десяткам направлений и имеет свои портовые мощности под собственные танкеры.
Из Новороссийска в Александрию можно дойти за неделю, это сократит издержки по сравнению с авиаперевозками для некоторых групп товаров до 8-10 раз. Однако есть препятствия в пошлинах, которые для Европы значительно меньше или вообще обнулены.
Кроме того, Маврикий и ряд островных государств крайне интересны с инвестиционной точки зрения, проведения финансовых и реэкспортных операций, развития санаторно-курортной отрасли, обмена опытом. Также можно говорить о Мадагаскаре, тем более что администрация Краснодара уже ведёт с ними переговоры об установлении побратимских отношений.