Политика

Европа спешно ищет варианты сохранения транзита газа через Украину

Контракт на газовый транзит через территорию Украины истекает в конце этого года, и Киев не намерен его продлевать. В связи с этим страны Европейского Союза активно ищут альтернативные пути получения российского топлива. В данном материале РИА Новости мы подробно рассмотрим, как именно Запад планирует получать российский газ.

Пятилетнее соглашение о транзите предусматривало прокачку 225 миллиардов кубометров газа: 65 миллиардов в 2020 году и по 40 миллиардов ежегодно после этого. Однако график поставок был нарушен: в 2022 году прокачали 16,7 миллиарда, а в 2023-м — 11,85.

Украинский трубопровод — один из двух оставшихся маршрутов для поставок российского газа в Европу (второй — «Турецкий поток»). Он обеспечивает пять процентов общего импорта газа в страны ЕС. Теперь же транзит через Украину закрывается, и, по словам Зеленского, в этом вопросе «поставили точку».

Для Европы это известие стало болезненным, особенно для Австрии и Словакии. В июне Киеву предложили закупать газ в Азербайджане и прокачивать его по той же трубе. Однако член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев считает, что аренда трубопровода другими экспортерами, например, азербайджанской SOCAR, в сложившейся внешнеполитической ситуации невозможна. Для этого от Брюсселя требуются серьезные дипломатические уступки, на которые ЕС не готов пойти.

Азербайджанский газ поступает через Южный коридор: Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический (TAP) газопроводы мощностью 16 и 10 миллиардов кубометров соответственно. В прошлом году ЕС приобрел у Баку около 12 миллиардов. В планах SOCAR — удвоить экспорт к 2027 году.

Недавно еврокомиссар по энергетике Кадри Симпсон сообщила, что использование украинской инфраструктуры возможно, так как санкции на это не распространяются, и это в интересах Киева. То есть покупка западными газовыми операторами российского топлива за пределами ЕС допустима. И эту схему уже опробовали на нефти.

В конце августа Будапешту и Братиславе удалось урегулировать ситуацию с нефтепроводом «Дружба», который был перекрыт Киевом из-за санкций, направленных на «Лукойл». Венгерская MOL Group заключила новые соглашения с поставщиком топлива и операторами трубопроводов о транзите через Украину и Белоруссию.

«Приняли компромиссное решение: перенесли пункт «сдачи-приемки» с границы Венгрии и Словакии на белорусскую. И нефть идет через Украину уже не как российская», — поясняет суть схемы Александр Тимофеев, доцент кафедры информатики РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Подобное, уверены наблюдатели, подходит и для газа. Транзит первого полугодия составил 8,98 миллиарда кубометров, что на десять процентов больше, чем за тот же период 2023-го. Топливо направляется в основном в Австрию, Венгрию, Словакию, а также Молдавию.

«Теперь западные операторы станут заранее закупать российский газ. И прокачка сохранится — иначе есть угрозы энергетической устойчивости ЕС», — указывает Марышев.

«Без этого транзита цены могут взлететь до 600-650 долларов за 1000 кубометров, что крайне невыгодно ЕС. Там определенно рассматривают возможность заключения контракта с «Газпром экспортом» и европейским энергетическим предприятием, которое, в свою очередь, подпишет соглашение с оператором газотранспортной системы Украины», — уточняет Тимофеев.

Похоже, Запад не позволит закрутить вентиль в Судже. Южные трубопроводы, по которым в ЕС продолжает поступать российский газ, едва ли смогут покрыть потенциальный дефицит. Норвежские поставки не слишком надежны. К тому же со следующего года европейцы окажутся во власти спотовых поставок, которые заметно дороже, чем по долгосрочным контрактам, отмечает Марышев.

От украинского транзита зависят Венгрия, Чехия, Австрия и Словакия. В Брюсселе наверняка придумают, как заставить Киев сменить гнев на милость.