Что происходит на российском авторынке? | NewsTree

NewsTree

Оперативные новости, плюрализм мнений

Авто

Что происходит на российском авторынке?

В 2022 году многие крупные мировые компании, занимавшиеся производством автомобилей, остановили свою деятельность в России и покинули страну. В результате на российском рынке остались только российские и китайские бренды, а также иномарки, ввезённые по параллельному импорту.

Кроме того, цены на автомобили в стране значительно выросли. По оценке Росстата, с марта 2022 года по март 2024-го машины в России подорожали как минимум в полтора раза, то есть в среднем на 1 млн рублей.

В этой статье мы расскажем о том, что происходит на российском автомобильном рынке в 2024 году и каковы его перспективы.

Весна оказалась благоприятным периодом для автомобильного рынка России. Согласно данным портала Shopper’s, основанным на статистике «Автостата», с января по апрель 2024 года россияне приобрели 494 7 тысяч новых легковых автомобилей, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Самым популярным брендом стала LADA, продавшая 133,1 тысячи машин. Остальные места в топ-5 заняли китайские бренды: Haval — 52,2 тысячи, Geely — 47,7 тысячи, Chery — 44,7 тысячи и Changan — 28,6 тысячи проданных авто.

По оценке «Автостата», майские продажи новых легковых автомобилей также оказались лучше прогнозов благодаря увеличению спроса в последнюю неделю. За месяц в России было продано 127,2 тысячи авто, что на 7,2% меньше, чем в апреле, но на 76% больше, чем в мае 2023 года.

Спрос на подержанные автомобили в России продолжал расти и достиг 512,9 тысячи проданных машин.

По данным «Коммерсанта», в июне-июле 2024 года ожидается, что автомобильные продажи в России останутся на уровне около 130 тысяч машин в месяц.

Согласно совместному исследованию банка «Открытие» и аналитического агентства «Автостат», в мае россияне потратили на покупку новых машин 366,1 миллиарда рублей, что на 73,5% больше, чем в мае 2023 года. Однако, как отмечает Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостат», продажи новых легковых авто в России от месяца к месяцу продолжают снижаться. В апреле их было реализовано меньше, чем в марте, а в мае — ещё меньше, чем в апреле. В марте продажи новых легковых авто в России достигли рекордных 500 миллиардов рублей.

По словам эксперта, уменьшение финансового объёма рынка произошло также из-за того, что средняя цена нового автомобиля в мае стала на 8,5% выше по сравнению с апрелем 2024 года.

«Помимо снижения продаж автомобилей, следует обратить внимание и на то, как меняется их структура. Мы видим, что доля премиальных автомобилей падает, а массовых — растёт. Также уменьшается рыночная доля кроссоверов и внедорожников, а у сегмента B она увеличивается. Иными словами, более дорогих машин продаётся меньше, а это уже приводит к тому, что меньше денег с каждым весенним месяцем тратится на покупку автомобилей в целом. Как итог, финансовая ёмкость рынка сокращается», — прокомментировал ситуацию Удалов.

Может ли Россия обойтись без западных автомобильных брендов?Некоторые эксперты считают, что уход мировых брендов с российского авторынка открывает возможности для быстрого развития отечественного автопрома. Антон Алиханов, министр промышленности и торговли России, уверен, что страна сможет развивать автомобильную промышленность даже быстрее, чем другие страны.

По его мнению, Россия находится в мировом тренде и не стоит слишком переживать из-за ухода западных инвесторов. Алиханов считает, что сейчас мы переходим к новой технологической платформе в автомобилестроении. Это касается не только легковых автомобилей, но и легких грузовиков, а также общественного транспорта.

Министр уверен, что с учётом инновационного подхода некоторых российских городов и регионов, страна будет двигаться вперёд даже быстрее, чем остальной мир. Алиханов также отметил, что российские производители смогут внедрять в свои автомобили технологии искусственного интеллекта.

Однако он признал, что есть проблемы с «электрокомпонентной базой», которые ещё предстоит решить.

По данным Росстата, в 2023 году производство отечественных автомобилей в России выросло на 19% по сравнению с 2022 годом и достигло 537,1 тысячи машин. Ожидается, что в этом году объёмы производства автомобилей в стране вернутся на уровень 2021 года.

Согласно исследованию аналитиков банка «Открытие», в мае в России было продано 132,4 тысячи автомобилей, что на 10 тысяч меньше, чем в предыдущем месяце. Однако с начала года по май включительно было продано более 617 тысяч машин, что на 300 тысяч больше, чем за аналогичный период 2023 года.

Эксперты прогнозируют, что в июне продажи автомобилей могут составить от 130 до 140 тысяч штук. Однако это возможно только при отсутствии внешних потрясений на рынке и сохранении дилерами привлекательных условий для покупки прошлогодних моделей.

Аналитики «Открытия» ожидают, что в первом полугодии 2024 года продажи новых автомобилей в России превысят 700 тысяч, а за год — 1,5 миллиона. Однако увеличение утилизационного сбора, поддержанное Минэкономразвития России в июне, может негативно повлиять на продажи.

По словам экспертов, это означает, что уже до конца 2024 года самый востребованный сегмент автомобилей с двигателем рабочим объёмом от 1 до 2 литров ждёт резкое повышение цен. Сбор увеличится почти в два раза — до 556,1 тысячи рублей. В таком случае не только китайские производители, которые не успели наладить полноценную сборку, но и многие отечественные заводы, за исключением «АВТОВАЗа», будут вынуждены переложить эти затраты на покупателей.

Ещё одной проблемой стал рост процентных ставок по автокредитам, которые увеличивают срок кредита в среднем до семи лет. Эксперты связывают это с жёсткой монетарной политикой ЦБ и предупреждают, что это может негативно повлиять на покупательскую способность россиян.