Борьба за Арктику: канадский подводный флот создает новую для России угрозу

Ситуация в Арктике становится всё более напряжённой. К традиционным соперникам России в регионе — США и Великобритании — присоединяется Канада. Возникает вопрос: какой подводный флот имеет Канада сегодня и какие планы она строит на будущее? И что это может означать для безопасности нашей страны?

Большая часть Северного Ледовитого океана покрыта льдом, и это имеет большое значение для обеспечения безопасности России. Под этой ледяной шапкой скрываются от американской патрульной авиации российские ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) с баллистическими ракетами. Также важными задачами являются борьба с подплавом противника для российских многоцелевых атомных подлодок.

На данный момент угрозу для России в этом регионе представляют только США и, теоретически, Великобритания, если она вернёт своим подлодкам боеспособность. Это связано с тем, что только у этих стран есть атомные подводные лодки, прямой доступ в Северный Ледовитый океан и опыт плавания подо льдом. Все остальные арктические страны НАТО атомных подлодок не имеют.

Канада также не имеет атомных подлодок. Её подводный флот состоит из четырёх дизель-электрических подлодок британской постройки типа «Виктория». Закладка первой из этих подлодок произошла в 1983 году, а начало службы всей серии выпало на начало 1990-х.

Теперь стоит обратить внимание на специфику окружающих Канаду морей. На севере между Северным Ледовитым океаном и североамериканским континентом находится крупнейший в мире Канадский арктический архипелаг. Проливы между островами позволяют пройти по воде из Северного Ледовитого океана в Атлантику, минуя Ла-Манш или Фареро-Исландский рубеж. Однако это возможно только летом, а зимой там могут пройти только атомные подводные лодки.

Канада — враждебная России страна, член НАТО. Знание о проливах Канадского арктического архипелага имеет важное значение для обороны морских рубежей России. В начале XXI века канадцы с неприятным удивлением узнали, что наши карты глубин в их проливах лучше, чем у них. И если США могут действовать в проливах Канадского архипелага против наших подлодок, то Канада — никак.

И вот теперь ситуация начнёт меняться. В июле Канада объявила о планах заменить имеющиеся старые подлодки новыми и одновременно нарастить их число до 12 единиц.

Современные неатомные подводные лодки (НАПЛ) оснащены либо воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ), либо литий-ионными батареями, такими как у японских НАПЛ типа «Тайгэй». Благодаря этому они могут находиться под водой гораздо дольше, чем традиционные дизель-электрические подлодки. Это позволяет им не только плавать под водой, но и совершать подледные плавания.

Конечно, по автономности и другим возможностям неатомная подлодка не сравнится с атомной. Однако при получении новых подлодок с ВНЭУ канадские ВМС значительно усилятся.

Хотя неатомные подлодки не могут сравниться с атомными по автономности, они могут быть опасны для них в проливах со сложной ледовой обстановкой. Скрытная неатомная подлодка с высококлассным гидроакустическим комплексом и современными торпедами может стать смертельно опасным врагом для любой атомной подлодки. Более того, можно быть уверенным, что она «выиграет» первый выстрел. Это может серьёзно изменить баланс сил в некоторых случаях.

Не стоит забывать и о наступательных возможностях США и Канады. В отличие от американских подлодок, канадские могут залегать на дно вблизи российских военно-морских баз, особенно на Камчатке. А увеличенная численность новых подлодок (12 против четырёх сейчас) позволит развёртывать их на нескольких направлениях.

Сегодня у Канады на Тихом океане базируются три подлодки, ещё одна — в Атлантике. Из-за устарелости и износа угроза, которую они представляют для нас, не так велика. Но новые подлодки могут всё изменить — и не в нашу пользу.

Ещё в 2020 году канадские моряки начали изучать все существующие варианты неатомных подлодок. Рассматривались французские, японские, южнокорейские, шведские, испанские и немецкие варианты. Сейчас известно, что интерес к поставке подлодок Канаде проявили немецкий концерн «Тиссенкрупп», испанская «Навантия», южнокорейская «Ханва групп» и шведский концерн СААБ. Для России самым плохим вариантом стала бы немецкая подлодка. Впрочем, и остальные подлодки представляют серьёзную угрозу.

Каким должен быть ответ России? В первую очередь, мы должны учитывать новую угрозу и принимать организационные и оперативные контрмеры.

Расширение угрозы под водой требует от России возобновить работы по оснащению наших подлодок антиторпедами, особенно атомных. Другого надёжного средства защиты от современных иностранных торпед пока не существует. Из-за сочетания тактико-технических характеристик систем самонаведения западных торпед и применяемых тактических приёмов средства гидроакустического противодействия окажутся неэффективными.

В целом, нужно понимать, что замена четырёх полумёртвых «Викторий» на 12 немецких лодок проекта 212 в канадском исполнении — это угроза, от которой нельзя отмахиваться. К счастью, у нас есть время на подготовку — мгновенно эти подлодки у Канады не появятся. Просто нужно это время правильно использовать.

Предыдущая запись Семейный фестиваль «Московский день физкультурника» пройдёт в «Лужниках»
Следующая запись Маск раскритиковал заявление премьера Британии о беспорядках в стране